Изменить размер шрифта Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта

Иркутские эксперты выступают за проект развития зоны БАМа

30 May 2014 в 12:16 Автор статьи Мухортов П. О.

Строительство новой железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом обойдется в 1 триллион рублей.

Министерство транспорта направило в правительство РФ варианты строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, оба – дороже 1 триллиона рублей. Открытие дороги запланировано на 2014 год. Время в пути между двумя столицами сократится до двух с половиной часов.

Предполагается, что немалая часть средств будет взята из бюджета. Сколько точно придётся потратить денег налогоплательщиков, пока не решено. Согласно первому варианту проекта, бюджет оплатит половину стоимости «железки» - 505 миллиардов рублей и предоставит субсидию - 791 миллиард рублей до 2014 года. Согласно второму - 707 миллиардов и 260 миллиардов соответственно. В обоих случаях, бюджет похудеет почти на триллион.

Из этой суммы 76 миллиардов рублей израсходуют на подготовку территории строительства, 26 миллиардов, как сообщает сайт по информации http://www.DETICVET.RU/, — на проектирование, остальное — на строительство и управление проектом. Курирует его - ОАО «Скоростные магистрали» - «дочка» РЖД.

Почему оба варианта проекта такие дорогие? Потому, говорит гендиректор компании Денис Муратов, что при возведении магистрали придётся столкнуться со сложными грунтами, а это существенно повысит стоимость работ. Зато потом, когда деньги освоят, наступит красивая жизнь. Почти как в Европе. Поезда по трассе, протяженностью 660 километров, будут мчаться со скоростью 400 км/в час. Пассажиропоток за год составит 14 миллионов человек.

При этом цена билета, по меркам жителей обеих столиц, будет отнюдь не заоблачной – всего около 100 долларов.

Высокоскоростное железнодорожное движение, добавил глава компании, вполне может составить конкуренцию авиаперевозчикам, поскольку при поездке на поезде не нужно тратить время на дорогу в аэропорт.

Приготовлен козырь и для экологов - магистраль пройдёт в обход Валдая, а значит, живописные места окажутся нетронутыми.

Любопытно, что ровно год назад г-н Муратов, рассказывая о планах строительства высокоскоростной магистрали журналистам РБК, оперировал несколько иными, чем сейчас, цифрами. Так, общая стоимость строительства оценивалась в 500—700 млрд руб. Получается, что за год стоимость проекта возросла почти на 300 млрд рублей?

История вопроса

Попытки связать Москву и Санкт-Петербург скоростной железнодорожной веткой предпринимались и до этого. Проект строительства такой магистрали обсуждался еще в конце 1980-х. В начале 1990-х годов институт Ленгипротранс разработал соответствующий проект. Длина магистрали должна была составить 659 километров, ширина колеи — 1520 миллиметров. Электрификация дороги предусматривалась на переменном токе частотой 50 Гц и напряжением 25 кВ.

Также планировалось построить прилегающую к трассе автомобильную дорогу для обслуживания магистрали. Закончить строительство предполагалось к 1998 году. Но тогда не срослось, «железку» строить не стали.

Это будет новый БАМ?

Сейчас, рассматривая предложенную Минтрансом идею, эксперты разделились во мнениях: одни убеждены, что магистраль необходима, другие, не отрицая поступательную поступь прогресса, задаются вопросом: а почему осваивается и без того освоенная территория?

Сторонник возведения чудо-магистрали - научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что сообщение между Москвой и Петербургом должно быть таким же, как между Парижем и Лондоном: «Когда речь идёт о паре столиц – начинает ощущаться нехватка традиционных поездов и авиарейсов. Появляется экстренная необходимость создать скоростное и мощное сообщение.

В настоящее время на Октябрьской железной дороге серьёзная нехватка рельсов и проводных возможностей. Она физически не справляется с современными потребностями. По новой магистрали устремятся поезда на супер скоростях, а старая останется для других поездов, электричек, товарных составов».

«СП»: - Нужно ли задействовать в таком масштабе деньги налогоплательщиков?..

- Бюджет, в тех или иных формах, участвует в железнодорожных проектах и в странах с самой либеральной экономикой. Никакой экзотики в этом нет.

«СП»: - В 2014 году ОАО «РЖД» вложило в реконструкцию действующего железнодорожного полотна Петербург – Москва 5 миллиардов рублей. Это были средства, направленные на обеспечение выхода на линию скоростного поезда «Сапсан». Примерно такую же сумму составили инвестиции РЖД в организацию скоростного движения между двумя столицами в 2014 году. Зачем тратились эти деньги, если уже тогда было известно, что для скоростного движения придётся строить новую дорогу?

- Решение об открытии «сапсановского» движения принималось на самом высоком уровне. Но независимо от того, как оно принималось, это транспортное плечо оказалось чрезвычайно востребованным.

Да, можно было сказать: «Когда построим в 2014-м году чудо-магистраль – тогда и откроем скоростное движение. Во всех странах для него возводят выделенные трассы». Действительно: нигде по старым рельсам такие поезда не запускают. Но в этом случае, у нас по сей день не было бы скоростных поездов. Их запуск продиктовало время.

Деньги не были выброшены: любое укрепление рельсовых конструкций – полезная инвестиция.

«СП»: - Предполагается, что в финансировании проекта будет участвовать консорциум банков, основу которого составят признанные во всем мире финансовые институты, такие как, например, ЕБРР или Всемирный банк. Под какие гарантии они выложат такие деньги?

- Банки, о которых вы говорите, охотно участвуют в железнодорожных проектах по всему миру. Формы гарантии: от государственных до связанных с эффективностью работы эксплуатанта, в данном случае – железнодорожников.

С позиции банков, занимающихся девелопингом (вкладыванием средств в развитие - «СП»), вложение денег в железную дорогу – не только прямая отдача «с колеса», но и вложения в развитие территории.

«СП»: - Имеются ли иные, менее затратные варианты строительства магистрали, которая позволит сократить время в пути между Москвой и Питером?

- Конечно, имеются: ко мне приезжал один из городских сумасшедших, предлагавший открыть телепортационный канал для перемещения из Москвы в Северную столицу и обратно. Открываете дверь – и в другом городе.

Железнодорожное и автомобильное строительство – чрезвычайно дорогое удовольствие. Мы можем предлагать разные варианты: телепортацию, струнный транспорт (разработанный российским изобретателем Анатолием Юницким инновационный рельсовый транспорт, использующий в качестве путевой структуры композитный рельс, состоящий из предварительно напряжённых канатов-струн, бетонного наполнителя и стальной головки.- «СП»).

Но если оставаться в пределах рациональной транспортной логики – современные рельсовые и автомобильные дороги нам всё равно придётся строить.

«СП»: - Имеется ли серьёзная необходимость в ускоренном развитии именно скоростного железнодорожного транспорта? Может, стоило обновить парк пассажирских вагонов или, используя планируемые средства, снизить стоимость билетов на проезд в пассажирских поездах?

- Этот вариант – эквивалентен классическому рецепту: не ждать, пока картошка вырастет, а съесть ту, которую закопали. Вместо инвестиций – проедайте. Это – экономически убийственный рецепт.

А относительно того, есть ли серьёзная необходимость в ускоренном развитии такого транспорта?.. Если у нас есть серьёзные основания полагать, что за определённый период через такой-то участок проедет столько-то тысяч пассажиров в сутки, столько-то миллионов в год, то уместно говорить об его ускоренном развитии. В противном случае – неуместно, нужно улучшать существующее пассажирское движение с традиционными скоростями.

Второсортная Россия

Писатель, председатель наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Крупнов убеждён, что предложенное Минтрансом делит Россию на две части: «первосортные» Москву, Петербург и ещё несколько крупных городов европейской части и «второсортные» остальные регионы: «Можно ещё и ещё на час сократить расстояние между Москвой и Питером, но это приведёт к оттоку населения из других мест в Москву, Петербург, Краснодар… Помимо негативных демографических процессов - низкой рождаемости и высокой смертности (они по-прежнему высоки, несмотря на некоторое улучшение ситуации), произойдёт обезлюживание большого количества регионов.

Все страны мира, переходя на высокоскоростные магистрали, решают системные вопросы развития страны: перестраивают всю железнодорожную систему, а не ускоряют по несколько раз движение составов на одном участке.

Нам необходимо говорить о сооружении таких дорог в Сибири и на Дальнем Востоке. Но для этого потребуется специальная промышленность, которая станет выпускать поезда и остальное. А мы снова купим в другой стране поезда и запустим их между Москвой и Питером. Израсходуем астрономические средства, но не разовьем собственную промышленность. Хотя тяжёлое машиностроение определяет суверенитет страны и качество жизни в ней.

Немцы производят поезда «Сименс» и замечательные автомобили и живут очень неплохо. А мы станем и далее деградировать во всех отношениях.

«СП»: - Невесёлая перспектива…

- Беда в том, о чём я говорил - в отсутствии возможностей для производства необходимого для таких дорог.

Мы могли бы строить много и за очень невысокую стоимость. Но в нашей стране, вместо создания предприятий, частные лица частным образом решают, как извлечь сверхдоходы. Их можно понять: задача корпораций извлекать прибыль. Они извлекают её, как умеют. Основная проблема – отсутствие целей развития страны.

И доллары зеленые в глазах

Политолог, заместитель генерального директора независимого фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин говорит, что «Сапсаны» не вписываются в трассу, построенную при еще царе Николе I, поэтому новую дорогу построить нужно, но, наверняка, её строительство превратится в раздел выделенных на это денег: «Воровали и во время прокладки Николаевской железной дороги. Однако тогда удалось отыскать двух честных инженеров, сумевших завершить её строительство.

Часто при воплощении масштабных проектов проводятся «неправильные» расчёты, в результате чего выделяемые суммы значительно увеличиваются.

Удастся ли при воплощении нынешнего проекта создать систему, при которой будет исключено воровство?!

И ещё: перед реализацией подобного, необходимо спрашивать людей: нужно ли им это? На сей раз, традиционно, их мнением не поинтересовались».

Справка «СП»

Самый скоростной поезд в настоящее время курсирует в Китае между городами Ухань и Гуанджоу. Трасса длиной в 968 километров обошлась в 17 миллиардов долларов, стоимость билетов - от 70 долларов.

Во время испытаний поезд развил скорость в 394 км/ч, хотя пассажиров возит со скоростью 350 км/ч.

Если сопоставить длину дороги и стоимость её строительства, выйдет, что китайцам километр обошелся в 17,6 миллиона долларов, а у нас планируется потратить 20- 26 миллиона евро. Это примерно столько, сколько стоит километр в Германии и Франции. Хотя зарабатывают наши строители гораздо меньше и немцев, и французов.

Виталий Словецкий
Последние новости

Деньги МВФ пойдут на валютные резервы Нацбанка и на покрытие дефицита бюджета, говорит Тигипко 01 May 2014 в 19:18 Поэтому подавляющая часть денег, которые будут заходить в Украину, будут идти на валютные резервы. То есть они не будут нами проедаться, они будут накапливаться", - объяснил Тигипко.

6 мая 2013 года изменяется движение ряда маршрутов 02 May 2014 в 18:33 LEFTSOUND.RU Только 6 мая 2013 года В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВЕЛОГОНКИ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ с 10 часов до ... следовать: 7 -от Парк Победы вокзала, 39 Арбат; 17 -от проспекта; 34 -от Юго-Западная Лебедева; следовать: 91 -от 4-го проезда; 119 -со 67; 205 -от вокзала; -отменяется. 6 2013года 12 “Жулебинское кольцо” 177 бульвара; 89, 184, 279, 669 интервалами.

Бюджет Уфы сохраняет свою социальную направленность 21 Sep 2014 в 13:33 По итогам девяти месяцев дефицит составил 1,51 миллиарда рублей, сообщил ProUfu.ru замглавы администрации Уфы Илгиз Насыртдинов. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года, объем налоговых и неналоговых доходов вырос на 849 млн рублей, или на 13%.

Министр транспорта Турции: «Армения сможет воспользоваться проектом БТК после освобождения оккупированных территорий Азербайджана» 26 Sep 2014 в 16:46 В первую очередь, будет подписан Протокол совместного сотрудничества, после — Меморандум братского порта. В Баку в среду проходит первая встреча министров транспорта Совета сотрудничества тюркоязычных стран.

Чистая прибыль «Енакиевского металлургического завода» в 2012 г. снизилась в 3,6 раза — до 69,4 млн грн 01 Oct 2014 в 11:12 Об этом сообщает система раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Доход от реализации продукции в прошлом году по сравнению с 2011 г. снизился на 7,2% - до 636,558 млн грн.

Треть всех брэндовых вещей в России – подделка 29 May 2014 в 12:40 При этом уровень изготовления контрафакта на территории Российской Федерации незначителен. Доля подделок в сфере легкой промышленности составляет в России 37% от общего оборота.

Украинцы стали покупать меньше мобильников 29 May 2014 в 13:21 На украинском рынке мобильных телефонов растут, как сообщает сайт vegavolt.ru , продажи только 3G-устройств. Украинский рынок мобильных телефонов и коммуникаторов продолжает демонстрировать снижение роста.

Реальные зарплаты украинцев в ноябре снизились, у киевлян - существенно выросли 02 May 2014 в 19:05 Напомним, в октябре средняя заработная плата понизилась по сравнению с сентябрем на 0,3%, или на 8 гривен до 2 729 гривен в месяц. Самый низкий уровень зафиксирован в Тернопольской области, где средняя зарплата составила 2 001 гривню в месяц.

Прогноз от Ющенко: государственный долг Украины до конца года достигнет 300 млрд. грн. 26 May 2014 в 10:43 Вот мы перевыполняем план, и, соответственно, больше возникает возможностей в возмещении НДС», сказал Виталий Захарченко. Таким образом, всего по итогам 9 месяцев 2010 года сумма списаний на ликвидацию последствий аварии составила 39,8 млрд долларов.


Комментарии Отсутствуют Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.


 
Электронные компоненты

КИПиА

Электротехническая продукция